FIAT 130 или "Куда прешь, деревенщина?"А теперь, друзья, закроем глаза и представим начало 70-х на дворе. Представляем качественнее, мне нужны подробности! С минуты на минуту должен увидеть свет альбом The Dark Side of the Moon от Pink Floyd, только поступил в продажу продвинутый фотоаппарат Зенит ЕТ со встроенным эскпонометром, СССР запустила на луне свой первый луноход, а Intel выпустили первый коммерческий микропроцессор. Все просто и понятно.
А теперь представим автомобиль бизнес класса того времени. Почти пятиметровый строгий седан, вызывающий восхищение цветным велюром в салоне. С независимой задней подвеской и дисковыми тормозами. Под капотом еще карбюраторный V6 объемом 2,9 литра или даже 3,2 литра. Добавим сюда регулировку руля и сидений в двух направлениях. Наличие гидроусилителя в базовой комплектации и максимальная скорость больше 180-ти км/ч не оставляли нам шансов - перед глазами вставал Mercedes, Jaguar или BMW.
Но нет, друзья.
Я только что говорил об автомобильной марке Fiat, которую мы не привыкли видеть в компании "сильных и строгих" мира сего. Это Fiat 130. Последняя попытка играть в другой лиге.
Последняя, потому что я не беру Fiat Group с его странными и относительно успешными попытками делать автомобили "высшего разряда". Да, были Maserati от Fiat, были большие и взрослые Alfa Romeo от Fiat. Была даже Lancia при помощи Ferrari, но от того же злополучного Fiat. Непосредственно под маркой Fiat после модели 130 ничего подобного не выходило.
До 130-го был Fiat 2300. Отличный, судя по всему, автомобиль. Дизайн от Pinifarina, мощный по тем временам 2,3 литровый мотор с двумя карбюраторами. Было даже купе для тех, кто любит казаться эгоистом...
Итак, Fiat 130 Berlina. Вес - 1550 кг, что совсем не мало на то время. Строгие линии кузова, сильно напоминающие помесь ВАЗ 2103 (Fiat 125) с чем-то очень американским. Выпускался с 1969 по 1977 год. Дизайн принадлежал все той же Pinifarina. Изначально автомобиль приводил в движение двигатель V6 объемом 2.9 литра и мощностью 140 л.с. К слову, двигатель был спроектирован бывшим инженером Ferrari - Aurelio Lampredi. В 1970-м году двигатель доработали и получили 160 л.с. У двигателя повысили степень сжатия, доработали выхлопную и систему питания.
Но это все цветочки. Ну седан, ну элегантный, ну большой... Странно что Fiat, но не более того. А вот настоящий герой рубрики "куда прешь, деревенщина, не видишь тут место для сеньора из высшего общества" - Fiat 130 Coupe.
Дебютировал в 1971 году. Получил мотор 3.2 литра, платформу от седана и роскошные кузовные линии от Pininfarina. Эдакий выскочка из бедного района не пойми почему вырядившийся в дорогой костюм. Но что удивительно, вырядился со вкусом! И что еще интереснее - манерам хорошим обучен...
Вот тут уже начался настоящий переворот в головах у тех, кто собирал сливки автомобильного мира. Мало того, что появился красивый, прекрасно оснащенный Fiat, владелец которого паркуется рядом с моим SL и не предлагает мне донести мой багаж до номера, так он еще и заплатил за этот Fiat столько же. Удивительно, но цена на второй год производства выросла до уровня Jaguar XJ, Mercedes 350SL и прочих Lotus Elite! Fiat открыл дверь ногой и уселся рядом с лидерами рынка, по-босяцки ухмыляясь их искреннему удивлению...
Нужно сказать, выглядел он не хуже оппонентов. Pininfarina сделали великолепный кузов. Он был чуть ниже и шире, чем седан. Линии были выверенными до миллиметра. Он не только стоил не как Fiat, он и выглядел не как Fiat. И самое главное - он был оснащен совсем не как Fiat. 4 дисковых вентилируемых тормоза, автоматическася 3-х ст. трансмиссия (была и 5 ступ МКПП), кнопка открывания пассажирской двери (об этом уже упоминалось). Была и радиосистема с 4-я динамиками, площадка для отдыха левой ноги и некое подобие раздельной климатической установки для задних пассажиров. И это в купе! И это Fiat!!!
Двигатель был шумным. Автомобиль был тяжелым. Мощности не хватало, несмотря даже на новый силовой агрегат, который появился на модели купе. Но, с другой стороны, показатели разгона для тех лет неплохие - 10.4 секунды до сотни и 32 секунды до 160 км/ч.
Подвеска была независимая. Спереди стойки макферсон. Стабилизаторы были на обеих осях. Машина была комфортной и мягкой. Но, не смотря на дисковые вентилируемые тормоза - останавливалась не так хорошо, как хотелось бы. Усилитель руля был великолепным. Он помогал при парковке, но его действие было почти незаметно при движении. А автомобиль без усилителя руля это прекрасно, кто пробовал - тот поймет.
Другими словами, это купе стало настоящей классикой. Последняя попытка Fiat положить на лопатки старших товарищей из Германии и Англии. Попытка, к слову, весьма успешная.
За все время было продано около 15 тысяч седанов и около 5 тысяч купе.
Были еще интересные шутинбрик и необычная разновидность седана. Cls того времени, наверное.
Вот интересные видео по теме:
Купе:
Седан:
Рекламные ролики:
Итак, маленький Fiat тогда поразил весь мир тем, что оказывается УМЕЕТ быть большим, дорогим и модным. Воркин класс хиро, по-другому не скажешь.